Дистанционный урок 17 апреля 2020 г.
Прочитайте повесть М.А. Булгакова "Собачье сердце" (ссылка активна)
Сатирическая повесть
Булгакова, названная «острым памфлетом на современность», была написана в 1925
г., а опубликована в 1987 г.!
Подзаголовок повести –
«Чудовищная история». В повести рассказывается о превращения собаки в человека,
о превращении «милейшего пса» в «мразь».
Булгаков показывает, кто «захватил» Россию в результате Октябрьского
переворота. Шариков – модель нового «трудового элемента», пролетариата.
Слова «эксперимент», «опыт» звучат в литературе и публицистике 20-х
годов постоянно. Академик И. Павлов: «Если
то, что делают в России большевики, есть эксперимент, то для такого
эксперимента я пожалел бы лягушку…», «Я
как стародавний экспериментатор жизни…глубоко убеждён, что проделываемый над
Россией опыт обречён на непременную неудачу и ничего, кроме политической и
культурной гибели моей родины, не даст…». Революционный плакат эпохи. «Россия - не лягушка для экспериментов
Ленина!». М. Горький: «Для Ленина –
Россия – только материал опыта, начатого в размерах всемирных, планетарных».
Повесть “Собачье сердце” несет в себе предельно четкий авторский взгляд
на все, что происходило в стране. А то, что происходило в стране в 20-е годы ХХ
в. и именовалось строительством социализма, воспринималось М.А. Булгаковым как
эксперимент. К попыткам создания нового, совершенного общества революционными методами,
к воспитанию нового, свободного человека писатель относился крайне скептично. Он
считал переустройство российской жизни вмешательством в естественный ход вещей,
последствия которого могли оказаться плачевными для всех, в том числе и для
самих экспериментаторов.
Фильм В. Бортко Задания:
Эксперимент биологический и социальный в повести. Опираясь на текст, расскажите о превращении собаки в человека и о превращении «милейшего пса» в «мразь». Что принципиально различного в этих превращениях? Пародийно-ироническая трансформация евангельского мотива Преображения. Комические детали и трагические последствия эксперимента. Сатирическое переосмысление идеи создания «нового человека». Проблема права человека на социальный эксперимент.
Проблема ответственности ученого за результаты своих экспериментов. Как в сцене операции выражено авторское отношение к профессору и его эксперименту? Чем опасны профессорские эксперименты? Что понимает профессор в финале? Только ли Клим Чугункин и Швондер сорвали эксперимент профессора?
Дистанционный урок 7 апреля 2020 г.
Задание для всего класса:
Духовные искания Григория Мелехова.
Какие события оказались переломными в его судьбе?
Опирайтесь на статью Бориса Ланина (со стр. 87) (ссылка активна)
Задания для подготовки к ЕГЭ:
Он
ушёл под сарай и, посвистывая, стал выстругивать зубья на грабли. Маленький
Мишатка вертелся около него, умоляюще засматривал в глаза, просил:
–
Дяденька Михаил, сделай мне маленькие грабли, а то мне некому сделать.
Бабуня
не умеет, и тётка не умеет... Один ты умеешь, ты хорошо умеешь!
–
Сделаю, тёзка, ей-богу, сделаю, только отойди трошки, а то как бы тебе стружка
в глаза не попала, – уговаривал его Кошевой, посмеиваясь и с изумлением думая:
«Ну, до чего похож, чертёнок... Вылитый батя! И глаза, и брови, и верхнюю губу
так же подымает... Вот это – работёнка!»
Он
начал было мастерить крохотные детские граблишки, но закончить не смог: губы
его посинели, на жёлтом лице появилось озлобленное и вместе с тем покорное
выражение. Он перестал насвистывать, положил нож и зябко шевельнул плечами.
–
Михайло Григорич, тёзка, принеси мне какую-нибудь дерюжку, я ляжу, – попросил
он.
–
А зачем? – поинтересовался Мишатка.
–
Захворать хочу.
–
На что?
–
Эх, до чего ты неотвязный, прямо как репей... Ну, пришло время захворать, вот и
всё! Неси скорей!
–
А грабли мои?
–
Потом доделаю.
Крупная
дрожь сотрясала Мишкино тело. Стуча зубами, он прилёг на принесённую Мишаткой
дерюгу, снял фуражку и накрыл ею лицо.
–
Это ты уже захворал? – огорчённо спросил Мишатка.
–
Готов, захворал.
–
А чего ты дрожишь?
–
Лихорадка меня трясёт.
–
А на что зубами клацаешь?
Мишка
из-под фуражки одним глазом взглянул на своего маленького докучливого тёзку,
коротко улыбнулся и перестал отвечать на его вопросы. Мишатка испуганно
посмотрел на него, побежал в курень.
–
Бабуня! Дядя Михаил лёг под сараем и так дрожит, так дрожит, ажник подсигивает!
Ильинична
посмотрела в окно, отошла к столу и долго-долго молчала, о чём-то
задумавшись...
–
Ты чего же молчишь, бабуня? – нетерпеливо спросил Мишатка, теребя её за рукав
кофты.
Ильинична
повернулась к нему, твёрдо сказала:
–
Возьми, чадунюшка, одеялу и отнеси ему, анчихристу, нехай накроется.
Это
лихоманка его бьёт, болезня такая. Одеялу ты донесёшь? – Она снова подошла к
окну, глянула во двор, торопливо сказала: – Постой, постой! Не носи, не надо.
Дуняшка
накрывала своей овчинной шубой Кошевого и, наклонившись, чтото говорила ему...
После
приступа Мишка до сумерек возился с подготовкой к покосу. Он заметно ослабел.
Движения его стали вялы и неуверенны, но грабли Мишатке он всё же смастерил.
Вечером
Ильинична собрала ужинать, усадила за стол детей, – не глядя на Дуняшку,
сказала:
–
Иди, кличь этого... как его... вечерять.
Мишка
сел за стол, не перекрестив лба, устало сгорбившись. На жёлтом лице его,
покрытом грязными полосами засохшего пота, отражалось утомление, рука мелко
вздрагивала, когда он нёс ко рту ложку. Он ел мало и неохотно, изредка
равнодушно оглядывая сидевших за столом. Но Ильинична с удивлением заметила,
что потухшие глаза «душегуба» теплели и оживлялись, останавливаясь на маленьком
Мишатке, огоньки восхищения и ласки на миг вспыхивали в них и гасли, а в углах
рта ещё долго таилась чуть приметная улыбка.
(М.А.
Шолохов «Тихий Дон»)
№8. Какие
естественные свойства человеческой натуры противопоставлены в данном эпизоде
теории «классовой ненависти»?
№9. В каких
произведениях русской литературы герои проявляют человечность по
отношению к
«чужому» и в чём этих персонажей можно сопоставить с шолоховской Ильиничной?
Комментариев нет:
Отправить комментарий