8Б класс

Дистанционный урок 22.04.


Вспомните приёмы комического эффекта (с примерами!)

Автор поражает героев беспощадным, карающим СМЕХОМ, который он считал “единственным честным, благородным лицом своей комедии”.

Образ Хлестакова не ограничен рамками своей эпохи, а является широко обобщенным типом. В нем раскрываются те черты, которые сохранили  свою актуальность, вот почему фамилия Хлестакова превратилась в нарицательное понятие «хлестаковщина». Этим словом осуждается всякое проявление зазнайства, легкомыслия, внутренней пустоты и лживости.

«Хлестаковщина» – бахвальство, не подкреплённое реальными возможностями, делами, стремление казаться не тем, кем ты являешься на самом деле, пристрастие к рисовке соединённое с внутренней пустотой, легкомыслием, безответственностью, тщеславием.

«Всякий хоть на минуту... делался или делается Хлестаковым...». (Н.В. Гоголь «О литературе»).

ЗАДАНИЕ. Как раскрывается образ Хлестакова в сцене вранья? Проследите, как Хлестаков совершает головокружительную «карьеру» от чиновника 14-го класса до придворного аристократа? Текст

Посмотрите, как эта роль сыграна Виталием Соломиным в постановке Малого театра
Видео: 1.16.53 – 1.28.20
         
Внешне обычный, невзрачный, пустой, "фитюлька" в благоприятной ситуации перевоплощает-ся в хозяина положения. Подбадриваемый робостью и угодливостью чиновников Хлестаков на наших глазах становится "значительным лицом", ревизором, которого бояться.

Когда городничий превращается в Хлестакова?
«Родство» с Хлестаковым открывает городничему невероятные возможности: получить генеральский чин, жить в Петербурге...

Когда происходит прозрение городничего? "На кем смеетесь? Над собой смеётесь!"

Появляется жандарм, извещающий о прибытии из Петербурга «по именному повелению» ре-визора уже настоящего, «поражает как громом всех, — говорится в авторской ремарке. — Звук изумления единодушно излетает из дамских уст; вся группа, вдруг переменивши положение, остается в окаменении»…  

Идея завершения пьесы («немая» сцена) родилась у Гоголя сразу после начала его работы над «Ревизором» и в процессе создания комедии более уже не изменялась. Источником вдохновения для Гоголя стала картина К. Брюллова "Последний день Помпеи".
Гоголь считал, что  сцена должна произвести сильное впечатление на зрителей, и настаивал, чтобы она длилась не менее 2 минут.

Не ад ли разверзнется перед чиновниками за отступление от нравственного закона? Не предупредил ли Гоголь, что есть неподкупный ревизор? 
Одна из важных идей «Ревизора» – идея неизбежного духовного возмездия, гроза грядущего нравственного закона, суда которого не сможет избежать ни один человек. Образ Страшного суда художественно воплощает «немая» сцена!
Высшее значение сцены: прибытие настоящего ревизора символизирует божественный суд над людскими пороками и заблуждениями. Те, кто взаимодействует с бесовством, должен быть наказан. 

Н.В. Гоголь писал:
"Всмотритесь-ка в этот город, который выведен в пьесе! Все до единого согласны, что этакого города нет во всей России: не слыхано, чтобы где были у нас чиновники все до единого такие уроды: хоть два, хоть три бывает честных, а здесь ни одного. Словом, такого города нет. Не так ли? Ну, а что, если это наш же душевный город и сидит он у всякого из нас?...<…>  Будто не знаете, кто это ревизор? Что прикидываться! Ревизор этот – наша проснувшаяся совесть, которая заставит нас вдруг и разом взглянуть во все глаза на самих себя. Перед этим ревизором никто не укроется..."

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 
До 30.04 (включительно) отправьте на проверку ответ на вопрос "Какова идейно-композиционная роль "немой" сцены?". Обратите внимание на тезисы, представленные выше. Урок по расписанию 29.04 вы используете для самостоятельной работы.

06.05 мы работаем в режиме онлайн с повестью А.С. Пушкина "Станционный смотритель". Какие картинки увидел рассказчик в доме станционного смотрителя? Важна ли эта деталь? Пробовал ли Вырин бороться с Минским, вернуть Дуню? Возвращается ли домой Дуня? ВОПРОСЫ УСТНЫЕ.


Дистанционный урок в 8Б классе 08.04

"К нам едет ревизор!"

В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем 
Н.В. Гоголь.

Кому принадлежит идея произведения? Кто рассказал Гоголю о мнимом ревизоре?

Слова императора Николая I, который присутствовал на премьере «Ревизора»: «Ну, пьеска!  Всем досталось, а мне – более   всех». 


Ревизор – это широкая картина чиновничье-бюрократического правления крепостнической России, где царят лесть, угодничество, доносы, вражда, зависть, взяточничество, низкопоклонство, произвол, безнаказанность…
Цель Гоголя – разоблачение нравственных и социальных пороков.

Как с этой мыслью связан эпиграф комедии? 
На зеркало неча пенять, коли рожа крива.


!!! Разоблачение отрицательных героев дано в комедии не через благородное лицо, а через действие поступки, диалоги их самих. Отрицательные герои Гоголя сами разоблачают себя в глазах зрителя. Автор поражает героев беспощадным, карающим СМЕХОМ, который он считал “единственным честным, благородным лицом своей комедии”.

Послушайте лекцию Льва Соболева о "Ревизоре"



Так почему известие о приезде ревизора так встревожило чиновников уездного города? Почему все поверили Бобчинскому и Добчинскому? Какие основания дал Хлестаков для того, чтобы его считали ревизором?
Подсказка: у страха глаза велики!

Можете ли вы назвать Хлестакова сознательным мошенником?

Поработайте с этими вопросами самостоятельно. Работу уже на оценку продолжим на следующем уроке.


Комментариев нет:

Отправить комментарий