Дистанционный урок 22.04.
Дистанционный урок в 8Б классе 08.04
Вспомните приёмы комического эффекта (с примерами!)
Автор поражает героев беспощадным, карающим СМЕХОМ, который он считал “единственным честным, благородным лицом своей комедии”.
Образ Хлестакова не ограничен рамками своей эпохи, а является широко обобщенным типом. В нем раскрываются те черты, которые сохранили свою актуальность, вот почему фамилия Хлестакова превратилась в нарицательное понятие «хлестаковщина». Этим словом осуждается всякое проявление зазнайства, легкомыслия, внутренней пустоты и лживости.
«Хлестаковщина» – бахвальство, не подкреплённое реальными возможностями, делами, стремление казаться не тем, кем ты являешься на самом деле, пристрастие к рисовке соединённое с внутренней пустотой, легкомыслием, безответственностью, тщеславием.
«Всякий хоть на минуту... делался или делается Хлестаковым...». (Н.В. Гоголь «О литературе»).
ЗАДАНИЕ. Как раскрывается образ Хлестакова в сцене вранья? Проследите, как Хлестаков совершает головокружительную «карьеру» от чиновника 14-го класса до придворного аристократа? Текст
Посмотрите, как эта роль сыграна Виталием Соломиным в постановке Малого театра
Видео: 1.16.53 – 1.28.20
Автор поражает героев беспощадным, карающим СМЕХОМ, который он считал “единственным честным, благородным лицом своей комедии”.
Образ Хлестакова не ограничен рамками своей эпохи, а является широко обобщенным типом. В нем раскрываются те черты, которые сохранили свою актуальность, вот почему фамилия Хлестакова превратилась в нарицательное понятие «хлестаковщина». Этим словом осуждается всякое проявление зазнайства, легкомыслия, внутренней пустоты и лживости.
«Хлестаковщина» – бахвальство, не подкреплённое реальными возможностями, делами, стремление казаться не тем, кем ты являешься на самом деле, пристрастие к рисовке соединённое с внутренней пустотой, легкомыслием, безответственностью, тщеславием.
«Всякий хоть на минуту... делался или делается Хлестаковым...». (Н.В. Гоголь «О литературе»).
ЗАДАНИЕ. Как раскрывается образ Хлестакова в сцене вранья? Проследите, как Хлестаков совершает головокружительную «карьеру» от чиновника 14-го класса до придворного аристократа? Текст
Посмотрите, как эта роль сыграна Виталием Соломиным в постановке Малого театра
Видео: 1.16.53 – 1.28.20
Внешне обычный, невзрачный, пустой, "фитюлька" в благоприятной ситуации перевоплощает-ся в хозяина положения. Подбадриваемый робостью и угодливостью чиновников Хлестаков на наших глазах становится "значительным лицом", ревизором, которого бояться.
Когда городничий превращается в Хлестакова?
«Родство» с Хлестаковым открывает городничему невероятные возможности: получить генеральский чин, жить в Петербурге...
Когда происходит прозрение городничего? "На кем смеетесь? Над собой смеётесь!"
Появляется жандарм, извещающий о прибытии из Петербурга «по именному повелению» ре-визора уже настоящего, «поражает как громом всех, — говорится в авторской ремарке. — Звук изумления единодушно излетает из дамских уст; вся группа, вдруг переменивши положение, остается в окаменении»…
Идея завершения пьесы («немая» сцена) родилась у Гоголя сразу после начала его работы над «Ревизором» и в процессе создания комедии более уже не изменялась. Источником вдохновения для Гоголя стала картина К. Брюллова "Последний день Помпеи".
Гоголь считал, что сцена должна произвести сильное впечатление на зрителей, и настаивал, чтобы она длилась не менее 2 минут.
Не ад ли разверзнется перед чиновниками за отступление от нравственного закона? Не предупредил ли Гоголь, что есть неподкупный ревизор?
Одна из важных идей «Ревизора» – идея неизбежного духовного возмездия, гроза грядущего нравственного закона, суда которого не сможет избежать ни один человек. Образ Страшного суда художественно воплощает «немая» сцена!
Высшее значение сцены: прибытие настоящего ревизора символизирует божественный суд над людскими пороками и заблуждениями. Те, кто взаимодействует с бесовством, должен быть наказан.
Н.В. Гоголь писал:
"Всмотритесь-ка в этот город, который выведен в пьесе! Все до единого согласны, что этакого города нет во всей России: не слыхано, чтобы где были у нас чиновники все до единого такие уроды: хоть два, хоть три бывает честных, а здесь ни одного. Словом, такого города нет. Не так ли? Ну, а что, если это наш же душевный город и сидит он у всякого из нас?...<…> Будто не знаете, кто это ревизор? Что прикидываться! Ревизор этот – наша проснувшаяся совесть, которая заставит нас вдруг и разом взглянуть во все глаза на самих себя. Перед этим ревизором никто не укроется..."
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
До 30.04 (включительно) отправьте на проверку ответ на вопрос "Какова идейно-композиционная роль "немой" сцены?". Обратите внимание на тезисы, представленные выше. Урок по расписанию 29.04 вы используете для самостоятельной работы.
06.05 мы работаем в режиме онлайн с повестью А.С. Пушкина "Станционный смотритель". Какие картинки увидел рассказчик в доме станционного смотрителя? Важна ли эта деталь? Пробовал ли Вырин бороться с Минским, вернуть Дуню? Возвращается ли домой Дуня? ВОПРОСЫ УСТНЫЕ.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
До 30.04 (включительно) отправьте на проверку ответ на вопрос "Какова идейно-композиционная роль "немой" сцены?". Обратите внимание на тезисы, представленные выше. Урок по расписанию 29.04 вы используете для самостоятельной работы.
06.05 мы работаем в режиме онлайн с повестью А.С. Пушкина "Станционный смотритель". Какие картинки увидел рассказчик в доме станционного смотрителя? Важна ли эта деталь? Пробовал ли Вырин бороться с Минским, вернуть Дуню? Возвращается ли домой Дуня? ВОПРОСЫ УСТНЫЕ.
Дистанционный урок в 8Б классе 08.04
"К нам едет ревизор!"
В
«Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда
знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где
больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться
над всем
Н.В.
Гоголь.
Кому
принадлежит идея произведения? Кто рассказал Гоголю о мнимом ревизоре?
Слова императора Николая
I, который присутствовал на премьере «Ревизора»: «Ну, пьеска! Всем досталось, а мне – более всех».
Ревизор
– это широкая картина чиновничье-бюрократического правления крепостнической
России, где царят лесть, угодничество, доносы, вражда, зависть, взяточничество,
низкопоклонство, произвол, безнаказанность…
Цель
Гоголя – разоблачение нравственных и социальных пороков.
Как с этой мыслью связан эпиграф комедии?
На зеркало неча пенять, коли рожа крива.
!!! Разоблачение
отрицательных героев дано в комедии не через благородное лицо, а через действие
поступки, диалоги их самих. Отрицательные герои Гоголя сами разоблачают себя в
глазах зрителя. Автор поражает героев беспощадным, карающим СМЕХОМ, который он
считал “единственным честным, благородным лицом своей комедии”.
Послушайте лекцию Льва Соболева о "Ревизоре"
Так почему известие о приезде ревизора так встревожило чиновников уездного города? Почему все поверили Бобчинскому и Добчинскому? Какие основания дал Хлестаков для того, чтобы его считали ревизором?
Подсказка: у страха глаза велики!
Можете ли вы назвать Хлестакова сознательным мошенником?
Поработайте с этими вопросами самостоятельно. Работу уже на оценку продолжим на следующем уроке.
Комментариев нет:
Отправить комментарий