Дистанционный урок 27.04.2020
Дистанционный урок в 8А классе 13.04
Дистанционный урок в 8А классе 06.04.2020
Вспомните приёмы комического эффекта (с примерами!)
Автор поражает героев беспощадным, карающим СМЕХОМ, который он считал “единственным честным, благородным лицом своей комедии”.
Образ Хлестакова не ограничен рамками своей эпохи, а является широко обобщенным типом. В нем раскрываются те черты, которые сохранили свою актуальность, вот почему фамилия Хлестакова превратилась в нарицательное понятие «хлестаковщина». Этим словом осуждается всякое проявление зазнайства, легкомыслия, внутренней пустоты и лживости.
«Хлестаковщина» – бахвальство, не подкреплённое реальными возможностями, делами, стремление казаться не тем, кем ты являешься на самом деле, пристрастие к рисовке соединённое с внутренней пустотой, легкомыслием, безответственностью, тщеславием.
«Всякий хоть на минуту... делался или делается Хлестаковым...». (Н.В. Гоголь «О литературе»).
ЗАДАНИЕ. Как раскрывается образ Хлестакова в сцене вранья? Проследите, как Хлестаков совершает головокружительную «карьеру» от чиновника 14-го класса до придворного аристократа? Текст
Посмотрите, как эта роль сыграна Виталием Соломиным в постановке Малого театра
Видео: 1.16.53 – 1.28.20
Автор поражает героев беспощадным, карающим СМЕХОМ, который он считал “единственным честным, благородным лицом своей комедии”.
Образ Хлестакова не ограничен рамками своей эпохи, а является широко обобщенным типом. В нем раскрываются те черты, которые сохранили свою актуальность, вот почему фамилия Хлестакова превратилась в нарицательное понятие «хлестаковщина». Этим словом осуждается всякое проявление зазнайства, легкомыслия, внутренней пустоты и лживости.
«Хлестаковщина» – бахвальство, не подкреплённое реальными возможностями, делами, стремление казаться не тем, кем ты являешься на самом деле, пристрастие к рисовке соединённое с внутренней пустотой, легкомыслием, безответственностью, тщеславием.
«Всякий хоть на минуту... делался или делается Хлестаковым...». (Н.В. Гоголь «О литературе»).
ЗАДАНИЕ. Как раскрывается образ Хлестакова в сцене вранья? Проследите, как Хлестаков совершает головокружительную «карьеру» от чиновника 14-го класса до придворного аристократа? Текст
Посмотрите, как эта роль сыграна Виталием Соломиным в постановке Малого театра
Видео: 1.16.53 – 1.28.20
Внешне обычный, невзрачный, пустой, "фитюлька" в благоприятной ситуации перевоплощает-ся в хозяина положения. Подбадриваемый робостью и угодливостью чиновников Хлестаков на наших глазах становится "значительным лицом", ревизором, которого бояться.
Когда городничий превращается в Хлестакова?
«Родство» с Хлестаковым открывает городничему невероятные возможности: получить генеральский чин, жить в Петербурге...
Когда происходит прозрение городничего? "На кем смеетесь? Над собой смеётесь!"
Появляется жандарм, извещающий о прибытии из Петербурга «по именному повелению» ре-визора уже настоящего, «поражает как громом всех, — говорится в авторской ремарке. — Звук изумления единодушно излетает из дамских уст; вся группа, вдруг переменивши положение, остается в окаменении»…
Гоголь считал, что сцена должна произвести сильное впечатление на зрителей, и настаивал, чтобы она длилась не менее 2 минут.
Не ад ли разверзнется перед чиновниками за отступление от нравственного закона? Не предупредил ли Гоголь, что есть неподкупный ревизор?
Одна из важных идей «Ревизора» – идея неизбежного духовного возмездия, гроза грядущего нравственного закона, суда которого не сможет избежать ни один человек. Образ Страшного суда художественно воплощает «немая» сцена!
Высшее значение сцены: прибытие настоящего ревизора символизирует божественный суд над людскими пороками и заблуждениями. Те, кто взаимодействует с бесовством, должен быть наказан.
Н.В. Гоголь писал:
"Всмотритесь-ка в этот город, который выведен в пьесе! Все до единого согласны, что этакого города нет во всей России: не слыхано, чтобы где были у нас чиновники все до единого такие уроды: хоть два, хоть три бывает честных, а здесь ни одного. Словом, такого города нет. Не так ли? Ну, а что, если это наш же душевный город и сидит он у всякого из нас?...<…> Будто не знаете, кто это ревизор? Что прикидываться! Ревизор этот – наша проснувшаяся совесть, которая заставит нас вдруг и разом взглянуть во все глаза на самих себя. Перед этим ревизором никто не укроется..."
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ НА ДВЕ ПАРЫ
1. Отправьте на проверку (до 18.05) ответ на вопрос "Какова идейно-композиционная роль "немой" сцены?". Обратите внимание на тезисы, представленные выше.
2. Прочитайте повесть А.С. Пушкина "Станционный смотритель" и повесть Н.В. Гоголя "Шинель".
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ НА ДВЕ ПАРЫ
1. Отправьте на проверку (до 18.05) ответ на вопрос "Какова идейно-композиционная роль "немой" сцены?". Обратите внимание на тезисы, представленные выше.
2. Прочитайте повесть А.С. Пушкина "Станционный смотритель" и повесть Н.В. Гоголя "Шинель".
Дистанционный урок в 8А классе 13.04
"К нам едет ревизор!"
В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем
Н.В. Гоголь.
Кому принадлежит идея произведения? Кто рассказал Гоголю о мнимом ревизоре?
Слова императора Николая I, который присутствовал на премьере «Ревизора»: «Ну, пьеска! Всем досталось, а мне – более всех».
Ревизор – это широкая картина чиновничье-бюрократического правления крепостнической России, где царят лесть, угодничество, доносы, вражда, зависть, взяточничество, низкопоклонство, произвол, безнаказанность…
Цель Гоголя – разоблачение нравственных и социальных пороков.
Как с этой мыслью связан эпиграф комедии?
На зеркало неча пенять, коли рожа крива.
!!! Разоблачение отрицательных героев дано в комедии не через благородное лицо, а через действие поступки, диалоги их самих. Отрицательные герои Гоголя сами разоблачают себя в глазах зрителя. Автор поражает героев беспощадным, карающим СМЕХОМ, который он считал “единственным честным, благородным лицом своей комедии”.
Послушайте лекцию Льва Соболева о "Ревизоре"
Домашнее задание. Так почему известие о приезде ревизора так встревожило чиновников уездного города? Можете ли вы назвать Хлестакова сознательным мошенником? Д/з отправьте до дня следующей пары (включительно) на почту literatura_shod@mail.ru или в личном сообщении.
Дистанционный урок в 8А классе 06.04.2020
Продолжаем изучать
роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
Вспомните,
почему произведение называют завещанием писателя? Каков смысл эпиграфа? Символичен
ли образ метели?
Роман
«Капитанская дочка» – итоговое произведение А.С. Пушкина. «Прощальное»
произведение вырастало из трудов по истории России.
Широта
проблематики выводит «Капитанскую дочку» за пределы жанра исторического романа.
Материал истории послужил Пушкину отправной точкой для создания
многопланового произведения. «Капитанская дочка» – это и семейная хроника
Гриневых, и роман-биография самого мемуариста Петра Гринева, и роман воспитания
(история становления характера дворянского «недоросля»), и роман-притча (нравственным
ориентиром становится эпиграф «Береги честь смолоду»).
История
– неподвластная людям, враждебная им сила, соизмеримая с судьбой, — разрушила
быт, казавшийся незыблемым, втянула Гринева и всех обитателей Белогорской
крепости в свой водоворот. Она подвергла героев романа суровым испытаниям,
проверяя их волю, мужество, верность долгу и чести, человечность. Во время
бунта, который уподобляется метели, гибнут родители Маши, Иван Игнатьевич, пугачёвцы
сеют смерть и разрушение. Однако Для Петра и Маши именно исторические события
становятся благом. История, заставившая героев кружить по «бездорожью», вывела
их в конце концов на дорогу, ведущую к дому, счастью. «Властелином» их судеб
стал Пугачев. Но и сами герои должны были проявить лучшие свои качества, чтобы
прийти к своей цели.
Жизнеописание
Гринева является основой хроникального сюжета романа. Формирование личности
молодого дворянина – это непрерывная цепь испытаний его чести и человеческой
порядочности.
Нравственный
потенциал героя раскрылся во время бунта. Уже в день взятия Белогорской крепости
ему несколько раз пришлось выбирать между честью и бесчестием, а фактически
между жизнью и смертью. Самые сложные ситуации в жизни Гринева возникают тогда,
когда его склоняют к компромиссу: после того, как Пугачев «помиловал» Гринева,
он должен был поцеловать ему руку, то есть фактически признать в нем царя. В
главе «Незваный гость» сам Пугачев устраивает «испытание компромиссом», пытаясь
получить от Гринева обещание «хотя бы не воевать» против него. Во всех этих
случаях герой, рискуя жизнью, проявляет твердость. Но самое
главное нравственное испытание оказалось впереди. В Оренбурге, получив письмо
Маши, Гринев должен был сделать решающий выбор: солдатский долг требовал
подчиниться решению генерала, остаться в осажденном городе – долг чести
требовал откликнуться на отчаянный призыв Маши: «вы один у меня покровитель;
заступитесь за меня бедную». Гринев-человек победил Гринева-солдата, присягнувшего
императрице, – он решился уехать из Оренбурга, а затем воспользоваться помощью
Пугачева.
Честь
в понимании Петра – человеческое достоинство, высокая нравственность. Стремлением
не запятнать честь Маши был продиктован и отказ Гринева назвать ее во время
следствия (сама «мысль впутать имя ее
между гнусными изветами злодеев» показалась ему «ужасной»). Из всех
испытаний Гринев вышел с честью, сохранив в себе достоинство.
Найдите
строчки, соответствующие иллюстрации:
Вспомните
предысторию дуэли. Посмотрите отрывок из к/ф 1958 г. (режиссёр Владимир Каплуновский)
Какой нравственный выбор делает Швабрин? Какие ключевые эпизоды ярко
доказывают, этот человек способен на предательство, обман, лицемерие? Какова роль приёма
антитезы в произведении? Самостоятельно доказательно объясните.
Выполнение
этого задания обязательно. Материал необходим для выполнения задания на оценку уже
после следующего дистанционного урока.
Комментариев нет:
Отправить комментарий