Дистанционный урок в 7в классе 18 апреля 2020 г.
В замечательном «Сказе о тульском косом левше и о стальной блохе» Н.С. Лесков в лице гениального мастера раскрывает высокий талант русского народа и его трагическую судьбу. Гении умирали в бедности, так и не использовав
дарованный им свыше талант.
«Там, где стоит «Левша» – надо читать «русский народ», – писал Лесков. В сказе ярко запечатлелись и одарённость русского человека из народа, и государственный строй, который губит эти таланты.
С большой любовью Лесков создаёт образ русского талантливого самоучки, у которого «на щеке пятно родимое, а ни висках волосья при учении выдраны».
Автор рассуждает о судьбе человека без имени, судьбе русского гения. Бедняк «в опорочках и ветхом азямчике», учившийся «по Псалтырю и Полусоннику», не знающий «нимало арифметики», сумел «сработать нечто сверх понятия» – подковал лондонскую блоху мельчайшими тульскими подковками и ещё выгравировал на них имена русских рабочих.
Докажите, произведение написано особым стилем? Чем удивляет язык? В каких случаях рассказчик употребляет необычные
слова?
Сказ – особый тип повествования, представляющий собой имитацию устной речи со всеми присущими ей особенностями культурной и профессиональной среды, к которой принадлежат рассказчики. Сказ передает особенности речи рассказчика.
Народная этимология – переделка заимствованного слова по образцу близкого по звучанию слова родного языка на основе ассоциации значений: таблица – «долбица».
Народная этимология – переделка заимствованного слова по образцу близкого по звучанию слова родного языка на основе ассоциации значений: таблица – «долбица».
Домашнее задание:
1) Прочитайте текст. Будет небольшой тест по содержанию.
2) Найдите детали портрета главного героя, отметьте особенности поведения, манеру держаться во время представления императору. Чем Левша удивил англичан? - УСТНО.
В помощь (по желанию можете посмотреть):
Лекция "Инфоурока"
Мультфильм-экранизация сказа "Левша"
Дистанционный урок в 7в классе 11 апреля 2020 г.
Сатира М.Е. Салтыкова-Щедрина
(по сказкам «Повесть о том, как один мужик двух
генералов прокормил»,
«Дикий помещик»)
На заключительной паре в третьей четверти мы говорили
о творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина. Эту работу продолжим сегодня.
Вспомните:
ü
Какую
газету читали генералы на необитаемом острове?
ü
О
чем пишут в газете? Чем живёт страна?
ü
В
каком виде два генерала прибыли на остров?
ü
Какой
предмет проглотил один из генералов?
ü
Из
чего мужик сделал силки для птиц?
ü
Как
генералы вернулись домой?
ü
На
какой улице в Петербурге жили два генерала?
ü
Какой
из двух генералов был поумнее?
ü
Что
сделали в городе Вятке с пойманной рыбой, прежде чем варить уху?
ü
Чем
генералы наградили мужика?
Салтыков-Щедрин создаёт произведения с помощью эзопова языка. Прокомментируйте это высказывание.
Послушайте видеолекцию о жизни и творчестве писателя
«Смех – оружие очень сильное, ибо ничто так не обескураживает порока, как сознание того, что он угадан и по поводу его раздался смех», – писал Салтыков-Щедрин.
«Смех – оружие очень сильное, ибо ничто так не обескураживает порока, как сознание того, что он угадан и по поводу его раздался смех», – писал Салтыков-Щедрин.
Каким строчкам соответствует кадр из мультфильма В. Данилевича (1965 г.)?
Писателя-сатирика возмущало, что человек глупый и
невежественный благодаря богатству и чинам становится полновластным хозяином,
презирает тех, кто на него трудится и его кормит. Более странным было то, что
трудолюбивый, умный и сильный мужик покорно сносит гнет и издевательства.
Автор
с помощью гротеска*, иронии, сарказма, гиперболы высмеивает лень, неблагодарность, никчёмность, тунеядство, жадность
генералов – представителей класса имущих. Протест у писателя вызывает
и рабская покорность мужика.
*Гротеск — предельно резкое преувеличение, сочетание реального и фантастического, нарушение границ правдоподобия.
Прочитайте сказку «Дикий помещик» (ссылка активна)
Можете послушать актёрское исполнение сказки
Согласитесь,
цель жизни помещика – «понежить свое
тело белое, рыхлое рассыпчатое». Он живёт за счёт других, но при это «холопьего духа» не переносит. С помощью
гротеска писатель показывает, как дворянин деградирует, превращается в дикого
зверя, который ногтями разрывает добычу. «Хочешь,
Михайло Иваныч, походы вместе на зайцев будем делать?» – сказал помещик…
кому? Писатель выявляет звериную сущность человека, его невежество и неприспособленность
к жизни.
А силён ли простой народ? Люди, чьим трудом живет
страна, терпят притеснения помещика. Горечью проникнуты слова писателя о безропотности
народа.
Задание.
Что вам показалось смешным, а
что грустным в сказках писателя?
Жду ваши развернутые ответы (примерно 10 предложений) до следующего занятия (включительно).
Комментариев нет:
Отправить комментарий