7В класс

Дистанционный урок в 7в классе 18 апреля 2020 г.

Н.С. Лесков "Левша"
Текст


      В замечательном «Сказе о тульском косом левше и о стальной блохе» Н.С. Лесков в лице гениального мастера раскрывает высокий талант русского народа и его трагическую судьбу.  Гении умирали в бедности, так и не использовав дарованный им свыше талант. 
    «Там, где стоит «Левша» – надо читать «русский народ», – писал Лесков. В сказе ярко запечатлелись и одарённость русского человека из народа, и государственный строй, который губит эти таланты. 
      С большой любовью Лесков создаёт образ русского талантливого самоучки, у которого «на щеке пятно родимое, а ни висках волосья при учении выдраны». 
      Автор рассуждает о судьбе человека без имени, судьбе русского гения. Бедняк «в опорочках и ветхом азямчике», учившийся «по Псалтырю и Полусоннику», не знающий «нимало арифметики», сумел «сработать нечто сверх понятия» –  подковал лондонскую блоху мельчайшими тульскими подковками и ещё выгравировал на них имена русских рабочих.

  Докажите, произведение написано особым стилем? Чем удивляет язык? В каких случаях рассказчик употребляет необычные слова?

      Сказ – особый тип повествования, представляющий собой имитацию устной речи со всеми присущими ей особенностями культурной и профессиональной среды, к которой принадлежат рассказчики. Сказ передает особенности речи рассказчика.
   Народная этимология –  переделка заимствованного слова по образцу близкого по звучанию слова родного языка на основе ассоциации значений: таблица – «долбица».

     Домашнее задание:

    1) Прочитайте текст. Будет небольшой тест по содержанию.
    2) Найдите детали портрета главного героя, отметьте особенности поведения, манеру держаться во время представления императору. Чем Левша удивил англичан? - УСТНО.
   
     В помощь (по желанию можете посмотреть):
     
     Лекция "Инфоурока"

Мультфильм-экранизация сказа "Левша"



Дистанционный урок в 7в классе 11 апреля 2020 г.

Сатира М.Е. Салтыкова-Щедрина
(по сказкам «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», 
«Дикий помещик»)

На заключительной паре в третьей четверти мы говорили о творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина. Эту работу продолжим сегодня.

Вспомните:

ü  Какую газету читали генералы на необитаемом острове?
ü  О чем пишут в газете? Чем живёт страна?
ü  В каком виде два генерала прибыли на остров?
ü  Какой предмет проглотил один из генералов?
ü  Из чего мужик сделал силки для птиц?
ü  Как генералы вернулись домой?
ü  На какой улице в Петербурге жили два генерала?
ü  Какой из двух генералов был поумнее?
ü  Что сделали в городе Вятке с пойманной рыбой, прежде чем варить уху?
ü  Чем генералы наградили мужика?

Салтыков-Щедрин создаёт произведения с помощью эзопова языка. Прокомментируйте это высказывание. 

Послушайте видеолекцию о жизни и творчестве писателя

«Смех – оружие очень сильное, ибо ничто так не обескураживает порока, как сознание того, что он угадан и по поводу его раздался смех», – писал Салтыков-Щедрин.

Каким строчкам соответствует кадр из мультфильма В. Данилевича (1965 г.)?

Писателя-сатирика возмущало, что человек глупый и невежественный благодаря богатству и чинам становится полновластным хозяином, презирает тех, кто на него трудится и его кормит. Более странным было то, что трудолюбивый, умный и сильный мужик покорно сносит гнет и издевательства. 
Автор с помощью гротеска*, иронии, сарказма, гиперболы высмеивает лень, неблагодарность, никчёмность, тунеядство, жадность генералов – представителей класса имущих. Протест у писателя вызывает и рабская покорность мужика.                                    
*Гротеск — предельно резкое преувеличение, сочетание реального и фантастического, нарушение границ правдоподобия.


Можете послушать актёрское исполнение сказки 


Согласитесь, цель жизни помещика – «понежить свое тело белое, рыхлое рассыпчатое». Он живёт за счёт других, но при это «холопьего духа» не переносит. С помощью гротеска писатель показывает, как дворянин деградирует, превращается в дикого зверя, который ногтями разрывает добычу. «Хочешь, Михайло Иваныч, походы вместе на зайцев будем делать?» – сказал помещик… кому? Писатель выявляет звериную сущность человека, его невежество и неприспособленность к жизни.

А силён ли простой народ? Люди, чьим трудом живет страна, терпят притеснения помещика. Горечью проникнуты слова писателя о безропотности народа.

Задание.
Что вам показалось смешным, а что грустным в сказках писателя? 
Жду ваши развернутые ответы (примерно 10 предложений) до следующего занятия (включительно).

Комментариев нет:

Отправить комментарий